Купить билеты

Телефон 8(495) 502-60-21

«СПАРТАК» Балет в трех действиях

Премьера – 9 апреля 1968 г.

 

Балет «Спартак» – легендарный и неповторимый

Балет «Спартак» – один из самых мощных и внушительных музыкально-хореографических памятников советской эпохи. Монументальный, балет-фреска, героический балет — критики называли его по разному, а зрители всегда любили. Для Большого театра этот балет очень важен, в течение десятилетий он составлял одну из основ репертуара, в нем танцевали лучшие солисты: несколько поколений танцоров. Сегодня этот спектакль Большого театра вызывает тот же ажиотаж и дает возможность новым артистам выразить в пластике античную героику. Хотя в балете есть и женские роли, его недаром называют мужским. Основание для этого — то бунтарская, то сдержанная мужественность, аристократизм мужского танца, благородное лидерство, героическое солирование. Динамичный, революционный, сегодня «Спартак» не воспринимается как новаторское искусство, но изначально он был таковым.

 

Композитор Арам Ильич Хачатурян работал над балетом в сложные сороковые годы, преодолевая критические вопросы о том, что уходит слишком далеко в глубину веков. Историю римского восстания, частично воссозданную, частично придуманную для сценического действа, он рассказал страстным музыкальным языком. И она стала актуальной, близкой и любимой. Несколько лет длилась работа композитора по созданию музыки. Либретто писал Николай Волков драматург. В своей работе он опирался на художественные произведения и документы, а также консультации хореографа Игоря Моисеева, давно мечтавшего поставить балет. Лишь в 1954 году произведение было готово к постановке на сцене. 

Триумф героического балетного танца

Сам Хачатурян, по его словам, старался сделать «Спартак» монументальным и грандиозным повествованием, восстание античных римских рабов видел мощной лавиной, которая сдвинулась, чтобы наконец защитить человеческую личность – актуальная по тем временам тема, да, собственно, и во все времена. В музыке композитору удалось слить в единый поток европейские и восточные интонации, создать броские образы, подчеркнуть пышность массовых сцен. Красочной и колористичной назвал Шостакович эту мощную музыку. Каждому персонажу соответствовала выразительная музыкальная тема. Было сделано две не очень впечатляющих попытки поставить балет. Однако воплотить мощь и монументальность произведения на сцене удалось лишь постановщику Юрию Григоровичу в 1968 году. Эта постановка стала триумфом Григоровича и триумфом героического балетного танца. Впоследствии балет «Спартак» был поставлен на сценах многих театров, за основу чаще всего брался образец, подаренный миру Григоровичем.

В 2013 году этот прославленный, овеянный легендами спектакль отметил свое сорокапятилетие на сцене Большого. За это время сменилось не одно поколение артистов, старели и уходили на пенсию Крассы и Спартаки, но всякий раз балет возрождался с новым составом исполнителей, каждый из которых вносил в рисунок роли что-то свое. Одним из главных героев постановки был и остается кордебалет, который не просто связывает отдельные части спектакля, а превращает его во внушительное хореографическое полотно. Это спектакль-победа, торжество силы и мужества: Спартак погиб, но он не побежден.

Все премьеры Большого театра

Обратный звонок
Пожалуйста, укажите Ваше имя!
Введите правильный номер телефона!
Неверный ввод